ganibaev


Николай Ганибаев


Previous Entry Share Next Entry
Несколько исторических фактов о белом движении или Как белогвардейцы грабили церкви
ganibaev


На днях в ходе обсуждения с товарищами темы отношений между Советским государством и Русской православной церковью зашел разговор об изъятии ценностей из храмов на заре советской власти и я вспомнил об интересной статье, которую и предлагаю вашему вниманию.

Уважаемый masterok в конце прошлого года опубликовал статью Как белогвардейцы грабили церкви:
===
В новой российской историографии принято описывать ужасы большевистской экспроприации, в том числе «святынь» – никонианских церквей. Но тотальный грабёж храмов первыми начали белогвардейцы. В итоге они вывезли десятки тонн награбленных драгметаллов и ценностей в Европу, на что и существовала их эмигрантская верхушка.


Экспроприация церковных ценностей началась в Советской России в 1921 году – на пике голода, когда новая власть сначала предложила РПЦ поделиться своими ценностями в пользу голодающего народа, и только не найдя отклика, принялась частично изымать из церквей ценности.

Даже при всех натяжках с юридической точки зрения, но Советы обставляли экспроприацию церковных ценностей рамками закона. А вот их оппоненты – белогвардейцы – не утруждали себя такими мелочами, а предпочитали просто грабить церкви. В новой России об этом позорном факте не принято говорить, но правда есть правда – первыми грабить РПЦ начали враги Советов.



Самый вопиющий случай святотатства – это последствия похода генерала Мамонтова летом 1919 года в тыл красным в районе Воронежа. В последних числах июля между Таловой и Новохоперском была собрана конная группа под командованием Мамонтова из 7-8 тыс. сабель. Ей Деникиным была дана задача прорвать фронт красных и овладеть железнодорожным узлом – Козловым. Ввиду пассивности левого фланга направление было изменено на Воронеж. Задача была выполнена, и Мамонтов двинулся назад, переправился через Дон и соединился с корпусом генерала Шкуро.

Этот рейд нанёс значительный урон красным. Мамонтовские войска уничтожали склады и запасы, взрывали мосты, распускали мобилизованных.

Но Мамонтов запомнился в этом рейде не хорошо проведённой тактической операцией, а крайней степенью грабежа. Его войско тащило всё, что можно.

Вот запись в белой газете «Приазовский край» от 27 августа 1919 года: «Разгромлены все тылы и советы. Посылаем привет, везём родным и близким богатые подарки, войсковой казне 60 млн. рублей».

Генерал Деникин в ответ на это донесение ликовал: «Громадную ценную добычу привёз он. Чего в ней только не было – тысячи золотых и серебряных вещей, иконы в золотых окладах, церковные сосуды, жемчуга и бриллианты.»

Откуда взялись эти церковные ценности в обозе Мамонтова? Всё просто – он подчистую ограбил около 80 церквей.

Бывший белогвардеец И.Лунченков уже в эмиграции писал о своём участии в этом рейде:

«Главную часть этой добычи составляли церковные ризы, иконы, кресты, изъятые из "храмов божьих". Этот "подарок Дону" стал яблоком раздора между Сидориным и Богаевским. Перехватив добычу ещё в Миллерово, Сидорин беззастенчиво начал выбирать самое ценное. Начавшийся раздор между атаманом и командиром окончился эвакуацией, чтобы затем ещё в более ожесточённой форме продолжаться за границей.

К мамонтовской «коллекции» Богаевский прибавил ещё одну «добавку» – разграбление белыми Старочеркасского и Новочеркасского соборов. Только одного золота Богаевский вынул из этих двух храмов 11 фунтов (около 5 кг). Вывоз награбленного церковного добра был поручен управляющему Новочеркасским отделением Госбанка А.А.Скворцову. По пути на Запад ценности подвергались неоднократному грабежу белыми. Под Екатеринодаром была взломана крыша вагона и взято несколько ящиков драгметаллов.

За несколько дней до падения белых ценности прибыли в Новороссийск и были погружены на итальянский частный пароход «Чита-де-Венеция» торговой фирмы «Аслан Фреско и Сын» для отправки в Константинополь. За перевозку награбленных церковных ценностей (1178 пудов только одного серебра) белогвардейцы заплатили 145 пудов серебра


Далее И.Лунченков описывает, как белые поступили с награбленным.

«В 1922 году в Катарро прибыла группа американских миллионеров. Осмотрев ценности, они заявили, что в таком виде, боясь скандала и огласки, они их не купят – необходимо всё обратить в лом. Для крушения ценностей была приглашена офицерская молодёжь, всего около 40 человек.

Ломались часы из драгметаллов (3 тыс. штук), траурные венки с гробниц исторических лиц, ризы с икон, вынимались камни, серебро дробилось в муку. Белые офицеры, разумеется, тащили с такой работы всё, что можно. Вмешалась югославская власть, были произведены обыски и найдена часть ценность на квартире работников. Дело пошло в суд. Белый офицер Богачёв сел на 8 месяцев в тюрьму, ещё несколько офицеров получили по 3-4 месяца тюрьмы.

По итогам работы, которая длилась 2 месяца, были уложены 700 ящиков по 15 пудов каждый, т.е. больше 10 тыс. пудов (160 тонн).

Под руководством вандалов погибли погибли исторические ценности России. Сдавали ценности американцам Сахаров и Гензель. От американцев были получены 50 млн. франков. Деньги переданы лично Врангелю».


Часть награбленных церковных ценностей, как уже говорилось выше, была украдена офицерами по пути. К примеру, белогвардеец Скворцов утащил около 30 кг серебра и 7 кг золота. Считается, что убит в Стамбуле экс-атаманом Богаевским. За полгода он и его приспешники умудрились спустить в попойках и оргиях 0,5 млн. рублей золотом. Богаевский нарисовал фальшивый вексель на 5 млн. руб., но был разоблачён и бежал из Стамбула в Болгарию. Там он себе назначил огромное жалованье – 25 тыс. левов в месяц. Для сравнения: министр болгарского правительства получал 3 тыс. левов в месяц.

«Пройдись по парижским бульварам – писал князь В.Львов (22 сентября 1922 года), бывший обер-прокурор Святейшего синода при Временном правительстве, – и вы увидите выставленные в витринах магазина золотую утварь, золотые драгоценности  и разы, снятые с икон. Позор».

Для учёта награбленного генералом Мамонтовым церковного имущества Деникиным была составлена специальная комиссия, которая без излишних прикрас называлась «Комиссия по реализации военной добычи».

К примеру, это одна из её описей:
Акт №142. Ст.Мариуполь, 22 октября 1919 года.
Я, доверенный агент Комиссии штабс-капитан Глебович отправил в вагоне за №456.790 по накладной за №084952 на имя протопресвитера военного и морского духовенства Шавельскому следующее:
* Икон – 250т штук
* Ящиков с церковным имуществом – 6 штук
* Колоколов разной величины – 4
* Некоторые части подсвечников.




В современной истории наблюдается процесс пересмотра трактовки Гражданской войны, при которой страдает объективность и фактическая сторона. «Красный террор» изучается с большим пристрастием и размахом, а «белый террор» сознательно замалчивается и даже объявляется некоторыми историками фальсификацией большевиков. При этом совершенно забывается то обстоятельство, что в архивах до сих пор хранятся документы белогвардейских контрразведок, военно-полевых судов, атаманской канцелярии и других исторических актов, зафиксировавших сведения о судьбе «красных», попавших в их «крепкие объятия». Кроме того, картина всеобщего взаимного истребления отложилась в многочисленных воспоминаниях очевидцев тех лет.

Гражданская война вызывала в людях звериные инстинкты, учила ненавидеть, убивать и мстить. Белогвардейцы, прошедшие ад Первой Мировой войны и двух кровавых революций, потерявшие свои дома, семьи, были людьми с исковерканными душами и изломанными судьбами. Потеряв свои жизненные ценности, они вели войну на истребление. Культура и воспитание, религиозные основы личности отошли на второй план. «Большевиками» назывались все инакомыслящие, несогласные с политикой Добровольческой армии, Донской армии, казачьих партизанских формирований. Военно-полевые суды, контрразведка белых питали особую ненависть к большевикам, и приговоры были, как правило, смертными.


Офицеры 2-го Дроздовского конного полка Добровольческой армии

Путь Добровольческой армии был густо отмечен виселицами и грудами расстрелянных. А.И. Деникин писал позднее в «Очерках русской смуты»: «В Первом (Кубанском — Д.Г.) походе мы вовсе не брали пленных». Так в селении Лежанка добровольцы расстреляли больше сотни пленных. Бывший «доброволец» Роман Гуль в своей книге «Ледяной поход» описал лично увиденные картины расправ: «Долетело: пли! Сухой треск выстрелов, крики, стоны… Люди падали друг на друга, а шагов с десяти, плотно вжавшись в винтовки и расставив ноги, по ним стреляли, торопливо щёлкая затворами. Упали все. Некоторые добивали прикладами и штыками ещё живых. Вот она подлинная гражданская война».

Один офицер, показывая Р. Гулю нагайку с запёкшейся кровью, со смехом хвастался, как порол пленных: «Здорово, прямо руки отнялись, кричат, сволочи». Молодым красноармейцам дали по 50 плетей, а затем всё равно расстреляли.

Добровольцы в 1918 году зачастую убивали всех, включая раненых и женщин-санитаров. Женщины подвергались насилию. Даже среди офицеров процветало мародёрство. В Белой Глине полковник Михаил Дроздовский приказал расстрелять много пленных красноармейцев, из мести за жуткую расправу над пленными белогвардейцами. Тогда красные, захватив пленных и раненых, долго издевались над ними, отрезая им конечности и коля штыками. Даже известный своими высокими нравственными качествами А.И. Деникин приказывал поджигать дома большевиков, казнивших пленных раненых белогвардейцев, со скарбом, и расстреливать активистов.


Тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита» на станции Белгород, август 1919 года.

Исследователь А. Локерман сообщает, что после освобождения города от Красной армии в 1918-1919 годах на улицах города появилась масса белогвардейцев в вызывающе яркой, опереточной форме, принявшихся с невиданной яростью зверски расправляться с заподозренными в большевизме. Кроме белогвардейцев в расправах участвовали и казачьи отряды, сформированные из людей, лично пострадавших от рук большевиков.

«И теперь они свирепствовали не с меньшей дикостью, чем большевики. Людей схватывали и расстреливали, некоторых предварительно жестоко пороли. Каждый день за городом, преимущественно в районе Балабановских рощ, находили трупы расстрелянных. Как и в дни большевизма, среди расстрелянных было много случайных, ни в чем не повинных лиц. Захваченных рабочих огульно зачисляли в красногвардейцы, выстраивали в ряд и скашивали пулеметным огнем», — свидетельствует Локерман.

Очевидец со стороны большевиков М. Жаков подтверждает эти факты: «В Балабановской роще оказалось еще 52 расстрелянных белыми».

Во время нахождения белой армии в Ростове–на-Дону епископ Арсений (Смоленец) просил убрать с центральных улиц города трупы повешенных на столбах большевиков, мотивируя это скорым празднованием Рождества Христова. Для этого он лично звонил коменданту города по телефону. По некоторым данным в качестве виселиц использовались столбы на Большой Садовой, густо увешанные рабочими.

Одна очевидица рассказывала о казни рабочего в районе вокзала. Добровольцы, перекинув веревку через ветвь дерева, медленно тянули её к себе, а рабочий медленно умирал, болтая в воздухе связанными руками и ногами. Вдоволь потешившись, добровольцы пошли ловить новую жертву. Кто был автором приказа о массовых казнях в Ростове-на-Дону: Кутепов или Дроздовский, мне пока выяснить не удалось.

Известно также, что епископ Арсений (Смоленец) отказался отпевать М.Г. Дроздовского (уже в чине генерала он умер в госпитале в Ростове-на-Дону 1 января 1919 года от гангрены, полученной вследствие пулевого ранения) за массовые казни сторонников большевиков в Ростове и Области Войска Донского. В ряде мемуаров также есть упоминания о виселицах в Ростове. Об этом совершенно уверенно говорит известный историк С.П. Мельгунов в работе «Красный террор в России».

Расправы белых над большевиками были многочисленны и повсеместны. А. Локерман описал, как казаки и иногородние соревновались в жестокости: «захватывая в плен крестьянина, казаки «наделяли его землей»: набивали пленнику в горло комья сухой земли до тех пор, пока несчастный не задыхался и не умирал в нестерпимых муках. Со своей стороны, крестьяне «метили» захваченных в плен казаков: на ногах вырезали «лампасы», то есть широкие полосы кожи от пояса до ступни, на плечах вырезали эполеты».

В Таганроге, по воспоминаниям большевика Г.В. Шаблиевского, юнкера растерзали двенадцать рабочих, оказывающих им упорное сопротивление: «Отрезали уши, нос, половые органы, выкололи глаза и полуживыми закопали, положив сверху убитую собаку».

Наводившие порядок в Ростове военные патрули расстреливали людей по малейшему подозрению. Так, по воспоминанию Деникина, один 17-летний «доброволец» при задержании правонарушителей на улице Ростова, сразу же выстрелил одному из них из винтовки в упор в глаз. Это жестокое убийство стало впоследствии предметом его гордости.


Генерал Тимановский и его штаб в Белгороде

Встречались случаи, когда донские священники отказывались совершать службу над покойными большевиками в силу церковных постановлений. Ростовский священник Коваленко написал отношение архиерею о разрешении вопроса о погребении большевиков от 2 августа 1918 года: «Почтеннейше прошу доложить его Высокопреосвященству, что, по мнению консистории, священники могут совершать христианское погребение только над теми умершими или убитыми большевиками, которые при жизни всегда бывали на исповеди и святом причастии и вообще были искренними православными христианами».

В итоге тела убитых либо закапывались наскоро в братские могилы, либо вообще не предавались земле.

Моральный облик Белой армии также был не на высоком уровне. Слишком многие представители белого движения были заражены ядом материализма, безверия и циничного равнодушия к религиозной жизни. М. Жаков приводит данные перехваченной секретной сводки о состоянии белогвардейских войск на Дону в 1918 году:

«Женщин насилуют, командный состав не борется с бандитизмом, а иногда и сам принимает участие в нем. Офицеры вообще разлагаются, спекулируют, играют в карты на громадные суммы, занимаются грабежом. В большинстве полков отмечается дикое пьянство. Например, в Донском конном полку, из которого дезертировали луганцы, офицеры устроили праздник, отправившись в дом священника, где учинили такой дебош с диким ревом, с взвизгиванием, оглушительным стуком и т.д., что хозяин дома, священник, принужден был стоять всю ночь у забора своего дома, боясь войти в него».



А.И. Деникин в книге «Поход на Москву» откровенно описал нелицеприятные поступки бойцов-добровольцев Белой армии: «И совсем уж похоронным звоном прозвучала вызвавшая на Дону ликование телеграмма генерала Мамонтова, возвращающегося из Тамбовского рейда: «Посылаю привет. Везем родным и друзьям богатые подарки, Донской казне 60 миллионов рублей на украшение церквей – дорогие иконы и церковную утварь».

Здесь речь явно идет о грабеже белогвардейцами церквей и храмов за пределами Донского края.

А.И. Деникин в «Очерках русской смуты» писал о Добровольческой армии: «Четыре года войны и кошмар революции не прошли бесследно. Они обнажили людей от внешних культурных покровов и довели до высокого напряжения все их низменные стороны».

Барон А. Будберг в своем «Дневнике» 24 сентября 1919 года записал: «Я имел случай беседовать с несколькими старшими священниками фронта, и они в один голос жалуются на пошатнувшиеся нравственные основы офицерства. Из восьми случаев насилия над населением семь приходится на долю офицеров».

Источники:
* http://ttolk.ru/?p=16772
* Андрей Георгиевич Купцов «МИФ о гонении церкви в СССР»
* Дмитрий ГОРБАЧЕВ, кандидат исторических наук http://kaminec.livejournal.com/99527.html
===

Вот такие факты.

Нельзя, будучи патриотом, отрицать величия как Российской Империи, так и и СССР. Попытки выставить большевиков абсолютным злом, а советский период эпохой безвременья делают люди, одержимые или одурманенные силами, желающими уничтожить нашу страну.

Раз уж происходят попытки демонизации нашего советского прошлого, то надо разбираться, что происходило в те времена на самом деле, а не довольствоваться лубочной картинкой, активно продвигаемой наследниками белого движения.



Posts from This Journal by “история” Tag


"Белое" движение с грязными пятнами.

Пользователь videoelektronic сослался на вашу запись в своей записи «"Белое" движение с грязными пятнами. » в контексте: [...] л взят у в Несколько исторических фактов о белом движении или Как белогвардейцы грабили церкви [...]

Несколько исторических фактов о белом движении или Ка

Пользователь fleri_a сослался на вашу запись в своей записи «Несколько исторических фактов о белом движении или Как белогвардейцы грабили церкви» в контексте: [...] л взят у в Несколько исторических фактов о белом движении или Как белогвардейцы грабили церкви [...]

Ну реально. "Хождение по мукам" писано с оригинала.

Несколько исторических фактов о белом движении. Как бе

Пользователь kaysyn сослался на вашу запись в своей записи «Несколько исторических фактов о белом движении. Как белогвардейцы грабили церкви» в контексте: [...] л взят у в Несколько исторических фактов о белом движении или Как белогвардейцы грабили церкви [...]

"Экспроприация церковных ценностей началась в Советской России в 1921 году – на пике голода, когда новая власть сначала предложила РПЦ поделиться своими ценностями в пользу голодающего народа, и только не найдя отклика, принялась частично изымать из церквей ценности".
Это ложь. Церковь пошла на изъятие всего кроме богослужебных предметов. Большевики заявили, что это отказ и начали расстреливать тех, кто возражал против изъятия чаш. Один из известнейших расстрелов - шуйский.
Первый день недели. Начинаем лгать, работа такая?

Почитайте документальные свидетельства о событиях в Шуе и в целом о процессе изъятия церковных ценностей. Большевики не были ангелами, но и демонизировать их не надо.
http://istmat.info/node/27227

Статья, впрочем, совсем о другом.

в принципе ограбление церквей большевиками чистейшей воды спекуляция,в Российской Империи церковь была гос.структурой,соответственно все ее богатства достались правопреемникам.большевики кстати,в отличии от аристократии присяге не изменяли,я имею ввиду Февральскую революцию,когда вояки "отрекли"Николая.

О том, что царя свергли вовсе не большевики, любители белоэмигрантов стыдливо умалчивают.

Мне больше нравятся их плачь о том, что большевики заключили мирный договор с немцами в 1918 году. О том, что И Краснов, и Колчак сделали тоже самое "скромно" умалчивают. И это одни из самых одиозных фигур. Вообще умолчим о работе на иностранные государства и обещания отторгнуть области в пользу других государств практически у всех "хрустобулочников". Тот же Колчак грозился (не на словах, бумажки сохранились, о как!) подарить и Кавказ, и Прибалтику, и хрен с перцем - короче кучу территорий разным странам. Но мы этого не видим, зато чудно помним про Бресткий мирный договор

Верно. В последнее время активно пытаются из белых сваять образ ангелов, невинно пострадавших в борьбе со злом. Это неприемлемо. Нужно опираясь на факты и документы разоблачать нагромождаемую ложь.

ага, как обычно, выдергивание нужных фактов и замалчивание ситуации в целом.
В голову не приходило, что при отступлении могли вывозить церковные ценности, дабы не оставить на поругание?

Атаман Анненков:
С января 1918 года начал борьбу с большевиками, отказавшись разоружить свой отряд. В феврале 1918 года Анненков совершает дерзкий рейд по спасению войсковых святынь сибирских казаков — Войскового знамени 300–летия Дома Романовых и знамени Ермака, затем собирая под этими знаменами всех, кто готов воевать против большевиков.

Уверен: завтра точно кто-нибудь напишет, что Анненков тоже ограбил и увез Святыни.

О том, как спасали, тоже написано в статье:
===
И.Лунченков описывает, как белые поступили с награбленным.

«В 1922 году в Катарро прибыла группа американских миллионеров. Осмотрев ценности, они заявили, что в таком виде, боясь скандала и огласки, они их не купят – необходимо всё обратить в лом. Для крушения ценностей была приглашена офицерская молодёжь, всего около 40 человек.

Ломались часы из драгметаллов (3 тыс. штук), траурные венки с гробниц исторических лиц, ризы с икон, вынимались камни, серебро дробилось в муку. Белые офицеры, разумеется, тащили с такой работы всё, что можно.
...
По итогам работы, которая длилась 2 месяца, были уложены 700 ящиков по 15 пудов каждый, т.е. больше 10 тыс. пудов (160 тонн).

Под руководством вандалов погибли погибли исторические ценности России. Сдавали ценности американцам Сахаров и Гензель. От американцев были получены 50 млн. франков. Деньги переданы лично Врангелю».


«Пройдись по парижским бульварам – писал князь В.Львов (22 сентября 1922 года), бывший обер-прокурор Святейшего синода при Временном правительстве, – и вы увидите выставленные в витринах магазина золотую утварь, золотые драгоценности и разы, снятые с икон. Позор».

Edited at 2016-05-16 08:56 am (UTC)

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

>>>Гражданская война вызывала в людях звериные инстинкты, учила ненавидеть, убивать и мстить.

Верно, как и любая гражданская война.
Поэтому не надо демонизировать одну сторону конфликта, а другую рядить в белоснежные одежды..

Хороши и те и те... Война всегда жестока, на то она и война. Во все войны грабили, насиловали, издевались, вешали, жгли, убивали пачками...
Демонизация СССР? Конечно, а как вы хотели? Бесплатное образование? Бесплатное лечение? 70-т лет красные пытались выжить, ценой немыслимых жертв своих граждан, которых и не считали... Они создали государство, которое всю свою жизнь боролось, боролось и еще раз боролось, выкашивая ряды своих, а не чужих. Разгромили Германию? А какой ценой? Да и разгромили ли? Пришли в Восточную Европу? А зачем? Что бы сеять доброе, разумное, вечное? Не смешно? И долго ли все это продержалось?
Если бы в СССР политика хотя бы раз повернулась к своим лицом, то это государство никогда бы не исчезло.
Николашка был таким же говном как и большевики, правда, лишь с той оговоркой, что он просрал достижения своей трехсотлетней династии, просрал империю, а его к лику святых... А большевики начинали с террора, террором правили, им же и закончили в августе 91-го, хотя и террор какой-то у них тогда получился корявый - то ли был, то ли не был...
И правильно пошутил один из студентов, сказав, что большевиками их называли потому, что у них было больше евреев, чем у меньшевиков...
Что сделали большевики с Петроградом в 17-м? Да только за это уже надо было умыть их кровью и тех, кто принял их идеологию.
Церковь? Церковь - это храм воровства, лицемерия и пороков. Я не против веры и верующих, но против церкви. Что тогда, что сегодня - одно и то же...

Резюме:
все гуано, кроме пчёл, и пчёлы тоже гуано.

Несколько исторических фактов о белом движении или Ка

Пользователь meloman62 сослался на вашу запись в своей записи «Несколько исторических фактов о белом движении или Как белогвардейцы грабили церкви» в контексте: [...] л взят у в Несколько исторических фактов о белом движении или Как белогвардейцы грабили церкви [...]

Спасибо за статью. Своевременно и интересно

Статья не моя, но такие вещи полезно вспоминать.
А то слишком многие поддаются на сказки о благородных белогвардейцах.

Несколько исторических фактов о белом движении или Ка

Пользователь maksim1023 сослался на вашу запись в своей записи «Несколько исторических фактов о белом движении или Как белогвардейцы грабили церкви» в контексте: [...] л взят у в Несколько исторических фактов о белом движении или Как белогвардейцы грабили церкви [...]

Спасибо, очень интересная статья.

В продолжение темы рекомендую
http://kamrad2213.livejournal.com/476546.html
Чем вреден культ Николая II

?

Log in

No account? Create an account