ganibaev


Николай Ганибаев


Previous Entry Share Next Entry
Прикоснуться к прекрасному - Академическому симфоническому оркестру Воронежской филармонии 90 лет!
ganibaev


Однин из старейших оркестров России - Академический симфонический оркестр Воронежской филармонии в 2015 году отмечает 90 лет с момента основания.

Сейчас проводится ряд акций, посвященных 90-летию оркестра. Так, 16 октября во главе с маэстро Владимиром Вербицким оркестр давал концерт в Россоши при полном зале. 5 и 6 ноября пройдут концерты в Санкт-Петербурге.

Решил поделиться своими впечатлениями по поводу одного из выступлений оркестра в юбилейном сезоне, состоявшегося 17 октября.

В первом отделении прозвучала Симфония № 2 Роберта Шумана (1810-1856). За пультом Игорь Вербицкий.

Со вступительным словом выступил конферансье Бронислав Табачников, который рассказал об истории создания симфонии.

5 января 1844 года Роберт Шуман с супругой Кларой выехали в 5-тимесячное дальнее путешествие по России. В Петербурге состоялись переговоры с Шуманом об организации консерватории. Предполагалось, что он должен выучить в течение полугода русский язык и возглавить Петербургскую консерваторию. Однако обострение душевной болезни не позволило состояться этим планам. Они вернулись в Лейпциг. Вскоре Шуман закончил Симфонию №2 и впервые она прозвучала 169 лет назад 5 ноября 1846 года под управлением Мендельсона в Лейпцигской консерватории.

В Симфонии №2 нашли отражение и попытка одоления болезни и попытка выйти на уровень Бетховенского симфонизма, а в третьей части можно уловить боль и стенания души композитора, глубокую тоску, из которой он вырывается к финалу симфонии.


На меня самое глубокое впечатление произвела именно третья часть - Adagio espressivo
Хотя я бы вовсе не назвал ее стенаниями и проявлениями тоски.
Скорее ненахождение себе покоя, стремление найти ответы. Но это уже моя личная интерпретация.

Впечатление от Симфонии №2 Шумана великолепные, у меня играет именно она сейчас во время написания статьи. Интересно, что Шуман широко известен, как один из самых выдающихся немецких композиторов эпохи романтизма.

Во втором отделении прозвучало два произведения.

Первое произведение - Концерт для скрипки с оркестром No 4 ре мажор Моцарта (1756-1791).
Конферансье рассказал интересную историю.

В 1775 году Моцарт создает скрипичные концерты. Моцерту 19 лет и он работает при дворе архиепископа концертмейстером. Ему приходится выдерживать конкуренцию со скрипачем Марио Брунетти и для того, чтобы перещеголять Брунетти, он создает для себя скрипичный концертный репертуар. Тем самым Моцарт решает историческую задачу. У Вивальди, Баха скрипка - это один из инструментов, первый среди равных, а у Моцарта скрипка солирует.

Скрипка смогла выразить идеи итальянского Ренессанса, но в веке Моцарта рождение скрипичного концерта ведет к рождению фортепьянного и, тем самым, к созданию нового жанра.


История конкуренции Моцарта со скрипачем меня заинтересовала, но в интернете я почти ничего не нашел на эту тему. Скорее, даже наоборот. Известно, что для итальянского скрипача Антонио Брунетти, концертмейстера зальцбургской придворной капеллы, Моцарт написал в 1775-1776 гг. целый ряд произведений. Для него, а не вследствие конкуренции с ним. Хотя одно другого не исключает.

Особая благодарность прозвучала солисту, гостю из Москвы, скрипачу Александру Тростянскому.

По словам Табачникова, сегодня Филармонии нелегко выживать, есть большие проблемы с финансированием. И когда идет разговор о гонораре с Тростянским, он все понимает и говорит - "Неважно! Мы приедем!" Поразительный образец высокого профессионализма и человечности.

Мне скрипичный концерт Мозарта понравился, но осталось ощущение, что это музыка для приятного расслабления и не более того.

Завершил представление сюита из оперы "Кавалер роз" Рихарда Штрауса (1864-1949).
Как сказал конферансье, удивительный сплав венского духа и глубины конца 19 века. Интересно, что кавалер роз - это образ из средневекового австрийского обычая. Когда сват приходил свататься к невесте от жениха, он преподносил ей серебрянную розу и назывался "кавалером розы".

В истории, поведанной слушателям конферансье, говорится, что когда в конце войны американские пилоты хотели разместиться в его особняке, Штраус сказал, что он композитор, автор оперы "Кавалер роз", и они ушли...

Красивая сюита, очень красивая, хочется переслушать или даже посмотреть оперу. И как-то хочется поверить в рассказанную историю про американцев и Штрауса.



Подытоживая свои впечатления, всем рекомендую сходить в Филармонию и насладиться замечательным исполнением великолепной музыки.

Классическая музыка дает каждому возможность прикоснуться к прекрасному.

Увидимся в концертном зале!



Posts from This Journal by “Воронеж” Tag


  • 1
Интересная статья. Действительно, очень важно находить время для приобщения к классической музыке. Бетховен говорил:«Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств. Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия».

Еще Аристотель говорил:
"Музыка способна оказывать воздействие на нравственную сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи".

И добавлял:
"Нужно дать возможность молодым людям наслаждаться красотой мелодии и ритма, не довольствоваться лишь тем наслаждением, какое дается музыкой вообще и какое способны испытывать даже некоторые из животных, а также вся масса рабов и слуг".

Спасибо за интересную статью!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account