ganibaev


Николай Ганибаев


Previous Entry Share Next Entry
Июнь 1941. Воронеж. Искусство на военных рельсах
ganibaev


В преддверии 22 июня интересной информацией о том, как отразилось начало войны на культурной жизни Воронежа, делится Виталий Черников на страницах информационного портала воронежской газеты "Коммуна".

===
Страницы истории. Искусство на военных рельсах
После 22 июня 1941 года театры и художественная самодеятельность Воронежа и области стали важной частью антинацистской пропагандистской машины.

«В течение дня в парке культуры и отдыха им Л.М.Кагановича на всех площадках будут выступать представители художественной самодеятельности, артисты воронежских театров, филармонии и т.д. Праздник посвящается 3-й годовщине выборов в Верховный Совет РСФСР, исполняющейся 26 июня».

Этот анонс праздника, который должен был состояться 29 июня 1941-го, появился в номере газеты «Коммуна», который вышел в воскресный день, ставший первым днём войны.

На 21, 22 и 24 июня обещан показ в Первомайском закрытом театре премьеры – спектакля областного театра драмы «Поручик Лермонтов» по пьесе К.Паустовского.

22 июня в 12 часов здесь же должен состояться общедоступный балетный спектакль хореографического училища.

В Первомайском открытом театре по вечерам ежедневно открыт дансинг (танцевальный зал), выступает джаз-оркестр... В летнем театре сада ДКА – последние спектакли театра музкомедии перед отъездом на гастроли: на выходные обещана «Коломбина». В саду Клуба имени Дзержинского должны состояться вечера музыки, пения и танца.

Танцы на веранде – с девяти вечера. Играет джаз-оркестр под управлением В.Сырцилина.

В кинотеатрах идут «Парень из тайги», «Фронтовые подруги», «Салават Юлаев», новый американский художественно-музыкальный фильм «Песнь о любви»…

Война идёт уже второй, третий день, а в воронежских парках работает дансинг, играет электроджаз. В саду Клуба имени Дзержинского должно состояться большое гулянье.

24 июня в Первомайском театре – всё тот же «Поручик Лермонтов»; Театр юного зрителя открывает летний сезон в саду ДКА спектаклем «Сам у себя под стражей»… Однако в номере «Коммуны» от 24 июня – объявление: ТЮЗовские представления отменяются (впрочем, ненадолго), «о времени и месте дальнейших спектаклей театра будет объявлено дополнительно». Меняется репертуар кинотеатров: в «Спартаке» - «Профессор Мамлок», в «Комсомольце» «Александр Невский», в «Пионере» - «Если завтра война».

Из прежнего репертуара остались «Фронтовые подруги», героини этой картины – медицинские сёстры; главная газета области публикует заметку о том, что «тысячи советских женщин, так же, как и героини этого фильма, готовы к тому, чтобы прийти на помощь раненым бойцам нашей славной Рабоче-крестьянской Красной Армии и Военно-морского флота».

В газете соседствуют сводка о ходе ремонта комбайнов и советы населению, как устроить щель для защиты от авиабомб, информация о начавшихся в воскресенье (то самое воскресенье) в саду Дворца пионеров городских шахматно-шашечных соревнованиях школьников и заметка о реорганизации ряда линейных судов железных дорог и водного транспорта в военные трибуналы.

Получить представление о том, что творилось в эти дни в зоне боевых действий, воронежцы шансов практически не имели. Разве что те, кто находил возможность тайно слушать передачи заграничных радиостанций, – но такие попытки властями пресекались. Даже политическая работа среди эвакуируемых в местах стоянки поездов проводилась «непосредственно в вагонах, не допуская общения эвакуируемых с местным населением и распространения различных слухов».

Вот как описывается в номере от 28 июня ежедневной газеты областного и городского комитетов ВКП(б) и областного Совета депутатов трудящихся ситуация, якобы сложившаяся в Таллине: «На предприятиях, железнодорожном транспорте, в учреждениях и сёлах республики – небывалый патриотический подъём. Трудящиеся Эстонской ССР, как и всего Советского Союза, полны решимости беспощадно громить вражеские банды, своим высокопроизводительным трудом помочь героической Красной Армии. Повсеместно перевыполняются производственные планы». Тем временем во Львове, сообщает газета, «как и в обычные дни, на кондитерской фабрике имени Кирова рано утром началась трудовая жизнь. У всех одно желание – работать как можно лучше, давать первосортной продукции как можно больше».

Из хранящихся в фонде №3 Государственного архива общественно-политической истории Воронежской области секретных указаний секретаря обкома ВКП(б) Владимира Никитина секретарям всех райкомов, 30 июня 1941 года: «Взять на учёт во всех населённых пунктах (райцентрах, колхозах, предприятиях, МТС и совхозах) все подвальные помещения, погреба, привести их в порядок и оборудовать. Провести приписку населения к каждому подвалу, погребу с тем, чтобы во время воздушной тревоги гражданин знал, в каком месте он может укрыться. Построить в местах массового скопления граждан (садах, парках, кинотеатрах, избах-читальнях, мастерских, учреждениях, школах, больницах и т.д.) открытые и закрытые щели глубиной не менее 2,5 метра, широко используя для строительства щелей инициативу населения».

Конечно, к газетным сообщениям военной поры следует относиться с осторожностью, пытаясь, насколько это возможно, отделять пропаганду от реальных фактов. 1 июля «Коммуна» сообщает о выступлениях работников искусств Воронежа на мобилизационных пунктах. «В течение последних дней они провели свыше 117 концертов, в которых участвовали: народный артист республики Поляков, Засл. арт. республики Данилевская, артисты Рощина, Шкурский, Глейзаров, Ильнарская, Вишняков и др. Шумным одобрением встречают мобилизованные выступления арт. Шатова и арт. Маркина, исполняющих отрывки из пьесы «Полководец Суворов». Далее рассказывается, что из артистов воронежских театров и филармонии создана 21 бригада; хочется всё же думать, что к началу июля, когда война шла чуть больше недели, каждая из них существовала не только на бумаге и давала концерты на мобилизационных пунктах областного центра и сельских районов.

На этой же газетной полосе опубликовано объявление: «2 июля, в 19 часов, в открытом театре Первомайского сада горком ВКП (б) и горисполком созывают общегородской митинг интеллигенции г. Воронежа».

Через два дня в театре драмы – премьера: «Парень из нашего города». Постановщик – Пётр Монастырский, в главной роли Сергея Луконина – С.Папов и А.Пальмин.

Интересную деталь приводит в книге «Кольцовский академический» театровед Зиновий Анчиполовский: репетиции «Парня из нашего города» начались ещё перед началом войны, шли они и 22 июня. «В.Г.Рощина, которую любили в городе главным образом за исполнение комедийных ролей в классических пьесах, с настоящим драматизмом передавала теперь переживания своей современницы. Её героиня – Варя (как и она сама – актриса) перед самым выходом на сцену узнаёт о гибели брата, военврача… Но прошло несколько минут, и то, что было создано фантазией драматурга, обрело вполне реальный, житейский смысл».

Именно в день премьеры на заседании бюро горкома ВКП(б) было принято решение о создании Воронежского народного ополчения. Одна из задач, которые ставили перед собой партийные органы города, - полная перестройка на военный лад политической агитации. Этот вопрос обсуждается на бюро 10 июля. В городском агитпункте при горкоме предлагается «сосредоточить квалифицированные силы города, агитаторов и докладчиков – международников, художников и артистов городских театров и студий».

Концерты в первые дни войны перед новобранцами, их родственниками и знакомыми, конечно же, стали одной из форм агитации. Константин Массалитинов, в то лето – художественный руководитель хора швейной фабрики, вспоминал, что участники коллектива ходили на репетиции и разучивали новый репертуар после напряжённого дня на производстве. Концерт швейниц состоялся в цирке, который располагался тогда на улице Плехановской, неподалёку от памятника Жертвам белого террора. Там впервые прозвучала песня «Победа будет за нами!» на стихи Михаила Светлова. Её на второй день войны напечатала главная партийная газета «Правда». Не обошлось и без частушек о Красной Армии. Участвовала в том концерте и молодая частушечница Мария Мордасова.

Как сообщит осенью «Коммуна», к концу сентября хор даст свыше 60 концертов.

Снова обратимся к документам из фондов ГАОПИ Воронежской области.

19 июля на заседании бюро обкома ВКП(б) было принято решение о работе театрально-зрелищных предприятий во втором полугодии 1941 года. Сеть в Воронеже и области предлагалось сохранить в составе: «1/ Областной театр драмы, 2/ Областной театр Музыкальной комедии, 3/ Театр кукол (передвижной), 4/ филармония, 5/ Липецкий городской театр, 6/ Борисоглебский к<олхозно>-c<овхозный> театр имени Чернышевского».

Воронежский ТЮЗ, Острогожский и Усманский колхозно-совхозные театры объявили временно закрытыми. Оставшийся штат работников освобождён от работы. Этих людей предлагалось «направить на работу в промышленность, сельское хозяйство и систему народного образования на политпросвет. и другую работу».

Впрочем, на следующий день борисоглебский коллектив оказался переведён приказом его директора на «временный простой», а годовой фонд зарплаты был сокращён на 22 тысячи рублей – такие распоряжения отдал по телеграфу начальник областного отдела по делам искусств. «В связи с переводом театра на временный простой с сего числа спектакли и репетиции в административном порядке приостанавливаются. Обслуживание частей Красной Армии, госпиталей, народного ополчения как концертами, так и закрытыми спектаклями должно производиться в общественном порядке», - сообщалось в следующем директорском приказе от 21 июля.

Позже работники театра (здание которого займёт воинская часть) вместе с железнодорожным хором, представителями Дома пионеров и самодеятельности средних школ войдут в состав бригады художественной самодеятельности, организованной при городском агитпункте.

«Силами этой бригады для воинских частей и госпиталей дано 482 концерта и 578 сеансов кино», - сообщается в докладной записке Борисоглебского горкома ВКП (б) в отдел пропаганды и агитации обкома о состоянии агитационно-пропагандистской работы в городе по состоянию на 8 января 1942 года.

Клубные агитбригады работали в городе с начала войны. Ещё 21 сентября 1941-го директор областного Дома народного творчества Галина Рогинская в своей статье, опубликованной в «Коммуне», писала о 71 организованном за это время концерте, о разученных военных и антифашистских песнях и частушках, подготовленных одноактных пьесах «Рыбачка с побережья» и «Два Ефима».

Не отставали и другие районы. «В Павловском Доме учителя создана агитбригада, которая дала 39 концертов в Павловском и Воронцовском районах. Наряду с обслуживанием бойцов участники бригады выступают перед колхозниками в поле». «Грязенский и Лискинский железнодорожные клубы провели около 100 шефских выступлений. Хор Лискинского клуба разучил и включил в свою программу ряд антифашистских песен самодеятельного композитора – киномеханика этого клуба Анатолия Улимова».

В Воронеже спектакли приходилось показывать в урезанном виде – из-за того, что город находился на военном положении; после десяти вечера жизнь на улицах замирала. В сентябре в драмтеатре показывали «Машеньку», «Того, кого искали», «Коварство и любовь», «Пархоменко», «Продолжение следует», в театре музыкальной комедии – «Сильву», «Свадьбу в Малиновке», «Баядерку», «Осенние манёвры», «Ярмарку невест», «Фиалку Монмартра». 21 сентября «Коммуна» сообщает, что скоро откроется цирк, а Воронежское театральное училище продолжает приём учащихся на первый курс. Занятия на втором, третьем и четвёртом курсах начнутся на следующий день.

Воронеж стал тем временем прифронтовым городом. В октябре началось возведение оборонительных сооружений по его защите от подошедшего к границам края врага. Историк Виктор Шамрай в своей книге «Воронежская область в годы Великой Отечественной войны» упоминает принятое 18 октября специальное постановление обкома ВКП(б) о политической работе и культурном досуге воронежцев, участвовавших в оборонительном строительстве. Для них, в частности, были выделены четыре кинопередвижки и четыре концертные бригады.

Хранящийся в одной из архивных папок фонда №3 ГАОПИ документ, озаглавленный «Состояние политической агитации в городе за 4 месяца войны СССР против кровавого фашизма», относится, видимо, к концу этого месяца или началу следующего. Из него выясняется, например, что «значительный размах получило распространение газет в витринах возле заводов, на проспекте Революции, возле районных агитпунктов, в цехах, отделах заводов, в крупных учреждениях. К настоящему времени этих витрин насчитывается до 100. Вокруг газеты «Правда», «Коммуна», «Известия» и местных газет-многотиражек останавливаются за день тысячи людей. Широкая популяризация сообщений Советского Информбюро через эти газеты в витринах противопоставляет большевистскую информацию всяким слухам и слушкам, могущим действовать на руку врагам». Показательно, что автор текста, используя термин «большевистская информация», умело ушёл от оценки её соответствия истинному положению на фронтах.

«Советское театральное искусство, кинотеатры в наступившие дни войны приобрели большое значение, сообщается далее (эту фразу кто-то подчёркнул красным карандашом). – Антифашистские пьесы, кинофильмы, бичующие мракобесие фашизма, за эти три месяца (так три или четыре? – В.Ч. ) просмотрены сотнями тысяч зрителей гор. Воронежа, призывниками, бойцами Красной Армии. Особую популярность завоевали в театре пьесы «Пархоменко», «Продолжение следует», «Овод».

(Добавлю: даже областной кукольный театр не остался в стороне, готовя осенью специальную эстрадную программу для взрослых «Страшный сон Гитлера». – В.Ч.) Среди патриотических антифашистских кинофильмов большим вниманием у зрителя пользуются «Александр Невский», «Чапаев», «Профессор Мамлок» и кинофильмы, показывающие военную доблесть, техническую оснащённость нашей героической Красной Армии и Военно-Морского и воздушного флота.

Во всех театрах города фойе оформлено соответственно задачам великой отечественной войны (в первые её месяцы это сочетание слов писали ещё без использования прописных букв. – В.Ч.). Перед киносеансами почти ежедневно выступают агитаторы с политической информацией о ходе и задачах отечественной войны…».

И чуть ниже: «Областное управление по делам искусств за время войны в порядке культурного шефства заводов над мобилизационными пунктами, госпиталями, общежитиями Красной Армии и воинскими лагерями обслуживает выездами артистов воронежских театров и эстрады бойцов, политработников и командиров этих подразделений.

Этими бригадами артистов и рабочих самодеятельностью дано 2107 концертов (подчёркнуто в оригинале), в которых участвовали артисты, любители, рабочие, домашние хозяйки».

Тем временем в городе происходила частичная эвакуация предприятий и учреждений. В середине ноября было решено эвакуировать театр драмы.

Интересно, что 15-го числа «Коммуна» сообщила об открытии (в помещении театра музкомедии на Комиссаржевской) Театра эстрады и миниатюр, объявив, что это событие «имеет большое значение, так как искусство малых форм позволяет наиболее быстро откликаться на все события современности». Больше он на страницах газеты не упоминается – хотя, возможно, с данным проектом были как-то связаны показ некоего «эстрадного спектакля» в том же помещении 21 и 22 ноября и обозрения «Мы отомстим» 23 ноября. В фойе играл джаз-ансамбль.

Анонсы же спектакля драмтеатра «Овод» перестали появляться в газете после 16 ноября. Его труппа к концу года оказалась в Сызрани – подробности того путешествия можно узнать из книги Зиновия Анчиполовского, на которую я ссылался выше. Первый спектакль в незнакомом городе воронежцы покажут в самом начале 1942-го.


Афиша спектакля по пьесе Шиллера «Коварство и любовь», 1941 год

…Отчёты, докладные записки, сведения обкому об агитационно-пропагандистской работе в районах Воронежской области собраны в нескольких архивных папках. Значительное место на страницах этих документов первых месяцев войны занимают сведения о митингах, читках газет среди рабочих и служащих, перечисления тем лекций, докладов и бесед. Например, «Морально-политическое единство советского народа», «Товарищ Сталин – великий пролетарский полководец», «Борьба партизан против фашистских поработителей», «Как бороться с танками». Имеются данные о подарках для Красной Армии, о сборе денег на постройку танковой колонны.

Информация о работе самодеятельных и профессиональных артистов обычно занимает один – два коротких абзаца, а то и совсем отсутствует. На заседании бюро Воронежского горкома ВКП (б) в конце года отмечалось: «За последнее время культурно-просветительная работа среди трудящихся города значительно ослабла, отдельные культурно-просветительные учреждения (библиотеки, клубы, музеи) свернули свою работу или сузили рамки своей деятельности». В этом, конечно, нет ничего удивительного: десятки тысяч воронежцев заняты рытьём противотанковых рвов, установлением баррикад и противотанковых «ежей» на улицах, им просто не до музеев.

Чтобы коренным образом улучшить культурно-просветительную работу среди трудящихся, бюро горкома предложило райисполкомам, профсоюзным и хозяйственным организациям Воронежа возобновить работу клубов и красных уголков, а исполкому горсовета – представить в горком к 5 января 1942-го «мероприятия по организации районных Домов культуры в Ворошиловском, Коминтерновском и Сталинском районах, используя для этого помещения клубов».

Дирекцию Дома народного творчества, профсоюзные и хозяйственные органы обязали восстановить на предприятиях, в учреждениях и вузах деятельность коллективов художественной самодеятельности. В первую очередь – в Клубе имени Коминтерна, ВГУ, Зооветинститута. Предстояло улучшить работу кинотеатров, включая не только регулярное обновление репертуара, но и оформление их зданий, организацию фотовитрин, читален-выставок. Было решено возобновить работу кинопередвижек, а в клубе завода «Электросигнал» открыть кинотеатр для трудящихся Коминтерновского района.

«5. Предложить отделу по делам искусств на базе трудового коллектива симфонического оркестра организовать еженедельные симфонические концерты. Привлечь к участию солистов.

6. Обязать директора цирка т. ГАЛИНСКОГО обеспечить проведение необходимых мероприятий (ремонт, приглашение артистов) для открытия цирка к 1 января 1942 года.

7. Обязать зав. гороно т. НЕСТЕРОВА возобновить работу всех библиотек города, обратив особое внимание на правильное использование передвижного фонда библиотеки. Широко развернуть массовую работу с читателями, встречу с писателями (…).

8. Обязать председателя Горсовета ФК и Спорта тов.

ПЕРЕВАРКО и зав. Гороно тов. НЕСТЕРОВА, председателя обкома союза начальных и средних школ тов.

КОРОЛЁВУ обеспечить организацию катков в парке завода №16, в саду Коминтерновского района, в парке Дворца пионеров, в саду Дома учителя.

9. Обратить внимание отдела по делам искусств и тов.

ИОФФЕ на серьёзное улучшение содержания работы театра, эстрады и миниатюр, привлекая для выступления наиболее квалифицированные артистические силы города.

Обязать тов. ИОФФЕ пригласить в театр постоянного художественного руководителя.

10. Для обслуживания детей внешкольного возраста возобновить работу театра кукол. Обязать Горсовет т. ЗАВАДСКОГО предоставить для театра кукол помещение бывшего Дома работников искусств.

11. Обязать директора Книгоиздательства тов. ПОДОБЕДОВА и союз советских писателей возобновить выпуск литературного альманаха «Литературный Воронеж».

Культурная жизнь и в Воронеже, и в других уголках области осуществлялась главным образом в формате «пропагандистской и агитационно-массовой работы».

Приведу несколько выдержек из отчётов районных комитетов ВКП(б).

Бобровский район (видимо, авторы отчёта были вынуждены кое-что зашифровать): «31/XII-41 г. организован вместе с воинскими частями новогодний вечер с №№№ художественной Красноармейской самодеятельности. По военным госпиталям проведены вечера-концерты силами преподавателей педучилища… Наряду с другой агитбригадой провели 4 концерта в военном госпитале и 2 концерта в госпитале для выздоравливающих…»

В Нижнедевицком районе в последний месяц 1941-го «было разучено и поставлено 5 пьес, поставлено спектаклей 15, организовано и проведено 5 вечеров художественной самодеятельности с выступлением хора и музыкальных кружков. Проведено 81 новогодних ёлок, вечеров».

В Каширском же (стиль оставляю без исправлений) «хуже обстоит дело с организацией и проведением вечеров художественной самодеятельности. Таких вечеров по району в декабре 1941 г. было проведено лишь 7 с охватом населения 1150 человек. Причины: отсутствие приспособленных помещений в отдельных с/советах, недостатком топлива и недостаточно проявленной инициативы в этом руководителей агитколлективов, а для развёртывания этой работы культурных сил в с/советах хватает, к тому же имеется большой интерес у населения, особенно у молодёжи, к культурно-массовой работе».

«…Со второй половины декабря м<еся>ца в районном центре г. Богучаре работает украинская труппа Харьковского театра. Ею уже дано 8 спектаклей и 2 концерта, обслужено около 4000 зрителей…»

Выступала она, кстати, и в прифронтовом Воронеже.

Несколько строчек архивного документа позволяют напомнить читателям «Коммуны» о важном эпизоде обороны нашего города. Когда работа над статьёй была почти завершена, в Никитинской библиотеке прошла презентация библиографического указателя «Книги, изданные в Воронеже (1941-1945)». И вот что, помимо прочего, рассказал на ней историк литературы Олег Ласунский:

- Накануне 7 ноября 1941 года в Воронеж прибыл штаб Юго-Западного фронта, который был создан на Украине, в Киеве. Вместе со штабом прибыли эшелонами, грузовиками многочисленные представители украинской творческой интеллигенции. В том числе актёры, музыканты, драматический театр из Харькова… Также в Воронеже оказалась практически вся верхушка украинской литературы. Дело в том, что у нас дислоцировалась не только редакция газеты «Красная армия», но и редакция фронтового радиоуправления. Она занималась вещанием на оккупированных территориях Украины. Здесь находились две издательские группы. Одна представляла Воениздат Наркомата обороны СССР, другая – Укриздат при ЦК ВКП(б) Украины. В Воронеже бурно развивалась издательская деятельность. Выходило и большое количество книг на украинском языке. У нас, насколько мне известно, не удалось найти ни одного экземпляра. Эти издания также предназначались для жителей оккупированных территорий.

Война шла уже почти полгода, и многим из воронежцев теперь казалось, что самое страшное позади - заканчивается год, и враг остановлен. Возможно, кто-то стал и привыкать к некомфортным условиям прифронтовой жизни.

Уже в середине февраля 1942-го артисты областного театра драмы вернулись из эвакуации: наступление советских войск под Москвой давало основания думать, что ситуация меняется к лучшему. Да ведь и вправду – удобнее жить дома, чем в железнодорожных вагонах!

До середины июня в городе будут выходить новые книги и спектакли, устраиваться концерты.

А потом музыку заглушит гул нацистских самолётов.


Источник: газета «Коммуна», №№ 57, 58-59, 60, 61-62, 66 (28 мая - 16 июня 2015 года)
===
Видно, какое огромное значение придавалось культурно-просветительной работе начиная с первых дней войны, как много сил в это вкладывалось.

Пересматривая фильмы 41-43 годов можно приблизиться к пониманию, как СССР смог победить фашизм. В Воронеже по средам в июне месяце работает киноклуб "Историческое достоинство" в парке ТРК Град с 21:00. Приглашаются все желающие.


Posts from This Journal by “День Победы” Tag


  • 1
  • 1
?

Log in

No account? Create an account