ganibaev


Николай Ганибаев


Previous Entry Share Next Entry
Исполнилось 216 лет со дня рождения великого русского поэта А.С.Пушкина (1799—1837)
ganibaev


Шестого июня 1799 года в Москве родился Александр Сергеевич Пушкин. Литературное творчество великого русского поэта сопровождает нас на протяжении всей жизни. С его сказками мы начинаем знакомиться, еще не научившись читать. Он по праву считается одним из основоположников современного русского литературного языка.

Наша традиционная русская культура немыслима без произведений А.С. Пушкина. Они объединяют людей разных возрастов, вероисповеданий, национальностей - это одна из духовных скреп нашей страны.

В связи с этим праздником уместно предложить общему вниманию статью Владимира Межевитина "Воронежский друг Пушкина".

===
Сегодня – Пушкинский день России. Воронежский друг Пушкина
Владимир Межевитин, г.Воронеж

Вспоминая великого поэта, хотелось бы рассказать об уникальном портрете, хранящемся в Воронежском областном музее изобразительных искусств им. И.Н.Крамского. На холсте художника Петра Соколова запечатлён друг Пушкина – замечательный музыкант, просветитель и государственный деятель Михаил Виельгорский. Многие годы дружбы связывали этих удивительных людей.

Согласно семейным легендам, в роду Виельгорских причудливо переплелись корни русских, украинских, польских и французских древних дворянских фамилий. Отец Михаила Юрьевича, генерал Юрий Виельгорский, являлся польским посланником при дворе Екатерины Великой.

Перейдя на русскую службу и женившись на знатной графине Софье Дмитриевне Матюшкиной, он стал военным министром Польши, входившей тогда в состав Российской империи, и занимал видное место при дворе. Блестяще образованные родители дали и своим детям – Михаилу и Матвею – разностороннее образование, которое способствовало развитию их многочисленных талантов.

Следуя традициям своего рода, Михаил Юрьевич Виельгорский состоял на государственной службе и даже преуспевал на ней. Но главные свои интересы он связывал с искусством, и особенно с музыкой. Он был хороший музыкант и композитор, романсы его пользовались широкой известностью и популярностью. Дом его сначала в Москве, а затем и в Петербурге на Михайловской площади был одним из центров столичной артистической жизни, а местные и приезжие артисты находили здесь самый радушный прием.

Виельгорский дружил со многими писателями – Карамзиным, Жуковским, Грибоедовым, Батюшковым, Вяземским, Гоголем. А «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя попал на сцену главным образом благодаря стараниям Михаила Виельгорского. Он хлопотал также о разрешении к печати «Мертвых душ». В отличие от жены, слывшей в свете высокомерной, Виельгорский был прост и со всеми приветлив.

У супругов проходили отдельные приемы. На половине графини собирался цвет придворной и служилой знати, вечера ее отличались самой изысканной светскостью; у графа – музыканты, писатели, журналисты, живописцы, актеры. Часто Виельгорский на короткое время покидал своих гостей, уезжал во дворец, но скоро возвращался, снимал мундир, звезды и с особенным удовольствием облекался в бархатный, довольно поношенный сюртук.

У него редко танцевали, но почти каждую неделю устраивались выступления, в которых принимали участие все находившиеся в Петербурге знаменитости. Среди них нередко бывали Ференц Лист, Гектор Берлиоз, Роберт и Клара Шуман, Полина Виардо-Гарсиа и другие.

На протяжении многих лет здесь устраивались концерты классической симфонической и камерной музыки.

Помимо музыкальных талантов Михаил Виельгорский отличался завидной образованностью. Зять его, писатель Сологуб, характеризовал Михаила Юрьевича так: «Философ, критик, лингвист, медик, теолог, герметик, он был живой энциклопедией самых глубоких познаний». Находясь всегда при дворе, Виельгорский был далек от всяких придворных интриг и ненавидел городские сплетни. Уже в пожилых летах он был очень моложав на вид.

«С лицом белым и румяным, он только что был недурен собою; но необычайный блеск его взоров, как бы разливаясь по чертам его, делал его почти красавцем», - вспоминал известный современник Вигель.

Дружеские отношения, начавшиеся в 20-е годы ХIХ столетия, связывали Виельгорского с Александром Сергеевичем Пушкиным. В 1826 году он присутствовал у Сергея Александровича Соболевского в Москве, где Пушкин читал «Бориса Годунова». Пушкин часто бывал в доме Виельгорского в Петербурге, встречался с ним на вечерах у Энгельгардта и Нарышкина, в доме Карамзиных, у Жуковского, в салоне Bладимира Одоевского, Зинаиды Волконской, где Гоголь читал «Ревизора».

Виельгорский и Пушкин присутствовали и на первом исполнении оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», а затем участвовали в сочинении «шуточного канона» в честь Глинки. В 1833 году Виельгорский рассказал Пушкину о майоре Бабурине, которому в 1812-м приснился сон о скачущей по петербургским улицам и площадям статуе Петра I. Этот рассказ поэт использовал в поэме «Медный всадник». Пушкин упоминал Виельгорского в стихотворении «Надо помянуть, непременно помянуть надо».

По просьбе Виельгорского он написал «Песню цыганки» («Колокольчики звенят») для оперы «Цыгане». Виельгорский написал музыку на стихи Пушкина «Старый муж, грозный муж», «Ворон к ворону летит», «Черная шаль», «Кто при звездах, кто при луне» и был крестным отцом дочери Александра Сергеевича Натальи.

4 ноября 1836 года в числе близких поэту лиц Михаил Виельгорский получил пасквильный диплом на имя поэта и принимал участие в улаживании конфликта во время первого несостоявшегося поединка Пушкина с Дантесом. Накануне роковой дуэли граф Виельгорский был с Александром Сергеевичем у Вяземских. Михаил Юрьевич находился постоянно и на квартире смертельно раненого друга. По просьбе Натальи Николаевны Пушкиной Виельгорский был назначен одним из опекунов над детьми и имуществом поэта.

Надо сказать, что до 1983 года портрет Виельгорского, находящийся в Воронеже, считался «портретом неизвестного». Благодаря научному сотруднику областного музея известному искусствоведу, члену Союза художников РФ М.И. Луневой и сотруднику Государственного музея А.С. Пушкина Е.В. Павловой удалось установить, что на картине Петра Федоровича Соколова изображен один из пушкинских друзей - Михаил Юрьевич Виельгорский.

Источник: газета «Коммуна» № 78 (26294), 06.06.2014г.
===

Posts from This Journal by “культура” Tag


  • 1
  • 1
?

Log in

No account? Create an account