Николай Ганибаев (ganibaev) wrote,
Николай Ганибаев
ganibaev

Category:

КП: Свершилось - единый учебник истории готов!



По информации, полученной корреспондентом "Комсомольской правды", готовы учебники истории, написанные по новому единому стандарту. Группа из ученых и учителей собрала в историко-культурный стандарт все даты и события, которые должны знать школьники.

Давайте взглянем, что из этого получилось.

Вместо единого учебника по истории появились целых три

Корреспондент "КП" первой смогла прочитать и сравнить книжки, по которым с 1 сентября ребятам предстоит учить один из самых главных школьных предметов

Свершилось: единый учебник истории готов!

А точнее — единые учебники. Полосу препятствий из множества экспертиз прошли до конца только три издательства — "Просвещение", "Дрофа" и "Русское слово". То, что выпустить один-единственный учебник истории невозможно, было понятно с самого начала. Да это и не планировалось:

- Речь не идет о попытках ввести какое-то единообразие в мышление и в оценки, - обозначил задачу президент Владимир Путин в феврале 2013 года.

- Учебники истории должны быть рассчитаны на разные возрасты, но построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого.

Созданием такой концепции занялась группа из ученых и учителей. Они собрали в историко-культурный стандарт все даты и события, которые должны знать школьники. По нему и писались учебники...

Несмотря на то, что уже летом все эти книги можно будет спокойно купить в любом магазине, получить их на руки оказалось почти невозможно!

- Мы можем дать вам книжки, но только на один вечер, - предупредил меня Сергей Григоренко, директор по внешним коммуникациям издательства "Просвещение".

- У нас нет печатных версий, мы сделали всего несколько штук для экспертов... - признался Дмитрий Карманов, директор по маркетингу издательства "Русское слово". - Можем прислать электронную версию, но только одну главу на выбор. Вопрос безопасности, понимаете ли.

- Боитесь, что "Комсомолка" ваш учебник украдет?


- Да нет, что вы... Но мало ли, не хотелось бы потом бороться с контрафактом.

Так что об этом слоне мне пришлось делать выводы, пощупав лишь хобот.

- А давайте вы приедете к нам в издательство и у нас все посмотрите? - предложил Руслан Гагкуев, заместитель главного редактора издательства "Дрофа". - Печатных книг у нас не осталось, и электронная версия тоже пока не готова...

В общем, с горем пополам мне удалось познакомиться со всеми тремя линейками. Преподавать историю по единому стандарту будут с 6 по 11 классы. Правда, учебник для 10 "Русского слова" экспертизу не прошел, так что комплект книг этого издательства будет заканчиваться 9 классом.

"ПРОСВЕЩЕНИЕ": ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Издательство "Просвещение" на бумаге не экономило. Преимущество их учебника в том, что он разбит на несколько отдельных книг - удобно носить с собой... Например, учебник для 9 класса состоит из 2 частей. 10 класс разбит аж на три, причем одна из них почти целиком посвящена Великой Отечественной войне.

Один из самых известных авторов этой линейки — Александр Данилов. Я нашла один из его старых учебников — "История России. XIX век", 13-е издание, 2012 год (а первая версия была издана еще в 2006 году). И обнаружила, что многие фразы перекочевали из старой книжки в новую...

- Учебник-то новый, но история осталась та же, - рассказывает сам Александр Данилов. - Мы дали новые заходы на ряд тем. В каждой главе мы показываем Россию в системе международных координат, которые были в то время. Например, как повлияла на нас эпоха Великих географических открытий и что мы сами делали в этом смысле. Мы впервые написали о разведке и контрразведке в период Великой отечественной войны и рассказали о героизме участников Первой мировой.

Но самое интересное в учебниках "Просвещения" приходится на 10 класс. Тут вам и Олимпиада в Сочи, и присоединение Крыма, и даже санкции. Видимо, авторы предпочитают писать историю по горячим следам... А напоследок детям предлагают подумать о причинах воссоединения Крыма с Россией.

- Новизна учебника в том, что мы даем детям пространство для размышления, - считает Данилов. - Мы даем дискуссионный материал, который поможет ученику сформировать своб точку зрения. Мы пишем, что у славян могли быть зачатки государственности еще до норманнов — об этом свидетельствует новый археологический материал. А в разделе "Современники" мы рассказываем про разных людей, живших в одну эпоху — например, Ивана Грозного и английскую королеву Елизавету I.

"ДРОФА": ИСТОРИЯ ЛЮДЕЙ

Учебник российской истории издательства "Дрофа" внешне новизной не блещет: все тот же увесистый "кирпич" в твердой обложке. Преимущество этого учебника в другом: в картинках. Стоит его раскрыть, и в глаза бросаются яркие иллюстрации — карикатуры разных лет и советские агитплакаты. И фототографии — не Сталина на Ялтинской конференции, а пайки хлеба в блокадном Ленинграде.

- Нам было важно уделить больше внимания не политической истории, а истории людей, - рассказывает Сергей Тырин, заведующий редакцией истории и обществознания издательства "Дрофа". - Например, в интернет выложена глава про Великую отечественную войну из нашего учебника. И там есть про то, как жили люди на оккупированных территориях. Про то, что кто-то сделал выбор в пользу сопротивления, ушел в партизаны. А кто-то пошел на сотрудничество со врагом. История сложна и неоднозначна, и именно это мы пытаемся показать через жизнь людей.

По сути, "Дрофа" сделала то же, что и "Просвещение" — показала, что невозможно свести историю к набору установленных кем-то дат и мнений. Только другими методами...

- Мы отдавали учебники на неофициальную экспертизу и увидели, каким неоднозначным может быть восприятие фактов, - объясняет Тырин. - Например, фаворита императрицы Анны Иоанновны Бирона принято считать коррупционером. Но один из оппонентов рассказал, что по новых источникам, Бирон был патриотом и государственником, а все остальное — наветы. Мы решили все-таки об этом не писать, поскольку эта позиция еще не стала господствующей в науке. Это право автора — изучить все точки зрения и остаться при своей. Эту позицию можно было бы дать в профильных классах. Но наш учебник — это база. И если переборщить с точками зрения, то у детей останется ощущение, что история — это хаотический набор дат и фамилий, без логики и закономерностей.

"РУССКОЕ СЛОВО": СТАРЫЕ ФАКТЫ НОВЫМИ СЛОВАМИ

Учебник истории "Русского слова" мне пришлось изучать в электронном виде, но не в электронной версии. Вот такой парадокс — посмотреть довелось лишь PDF страниц бумажного учебника, без ссылок, слайд-шоу и прочих интерактивностей.

Зато сразу видно, что требованиям стандарта учебник следует дотошно... Написано в стандарте "Россия на пути к реформам (1801-1861)" — так раздел и озаглавим. Надо написать про спор двух столиц — так сделаем, дословно.

А вот с методическими рекомендациями вышел прокол. По требованиям, на каждый параграф книжки должно приходиться по три урока. Это нужно для того, чтобы дети успели прочитать не только учебник, но и какую-то дополнительную литературу... Где же иначе брать разные точки зрения? А в учебнике "Русского слова" для 10 класса вышел прокол — у них получилось аж 75 параграфов вместо положенных 50.

Но главное достоинство этого учебника — это формулировки. Это не гладкие фразы, в которых мысли не за что зацепиться — как в привычных, полировавшихся десятилетиями учебниках. Они ершистые, колючие и заставляют цепляться за каждое слово. Вот одна из таких:

"Члены Союза благоденствия занимались разнообразной деятельностью: офицеры пытались обучить солдат грамоте и демонстрировали гуманное к ним отношение, а состоявшие на гражданской службе демонстрировали образцы честности и неподкупности".

Сколько всего можно прочитать между строк — и что честными чиновниками во всей стране в то время были только члены этого союза. И какие порядки царили в то время в армии. Неплохой стимул поспорить, правда? А этого от детей и ждут — погружения в предмет и желания узнать больше.

В ИТОГЕ

Идея сделать единый, правильный и одобренный, учебник заранее была обречена на провал. Авторы выкрутились: они не стали решать за детей, что им надо знать и как судить о событиях. Просто раньше, чтобы узнать разные точки зрения, ребятам надо было бы прочитать три разных книжки. А теперь более-менее полный расклад дан в каждом учебнике.

И что приятно, в учебниках не стали писать черным по белому, кто прав, а кто виноват. Вместо того, чтобы искать компромисс под видом истины, и выверять каждое слово, чтобы никого не обидеть, авторы этих книжек дали право голоса разным сторонам. И ухитрились при этом уложиться в формат учебника, а не Википедии.

Но и старые книжки при этом никто не отменял. По словам замминистра образования и науки Натальи Третьяк, школы могут учиться по тем учебникам, которые у них уже есть. До тех пор, пока те окончательно не истреплются и не выйдут из строя.


Таким образом, по мнению журналиста, затея с единым стандартом заранее была обречена на провал.

Подождем, посмотрим, что получилось в итоге. Самые интересные страницы новых школьных учебников остались за кадром.

Добавление 31.05.2015:

Интересно, что журналист "КП" недоговаривает. По старым учебникам учится, конечно, можно, но руководствоваться при этом надо только новым стандартом - это значит, что их проще выкинуть. Об этом говорится на собрании Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации 15 мая этого года.

С текстом окончательной редакции концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории можно познакомиться по этой ссылке.

Отличить окончательную редакцию от текстов предыдущих проектов можно по наличию первого абзаца в разделе "Основные задачи концепции":
- представление преемственности периодов истории России, непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
В проектах этот абзац отсутствует.

Николай Ганибаев
Tags: история, образование, развитие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments