ganibaev


Николай Ганибаев


Previous Entry Share Next Entry
КП: Свершилось - единый учебник истории готов!
ganibaev


По информации, полученной корреспондентом "Комсомольской правды", готовы учебники истории, написанные по новому единому стандарту. Группа из ученых и учителей собрала в историко-культурный стандарт все даты и события, которые должны знать школьники.

Давайте взглянем, что из этого получилось.

Вместо единого учебника по истории появились целых три

Корреспондент "КП" первой смогла прочитать и сравнить книжки, по которым с 1 сентября ребятам предстоит учить один из самых главных школьных предметов

Свершилось: единый учебник истории готов!

А точнее — единые учебники. Полосу препятствий из множества экспертиз прошли до конца только три издательства — "Просвещение", "Дрофа" и "Русское слово". То, что выпустить один-единственный учебник истории невозможно, было понятно с самого начала. Да это и не планировалось:

- Речь не идет о попытках ввести какое-то единообразие в мышление и в оценки, - обозначил задачу президент Владимир Путин в феврале 2013 года.

- Учебники истории должны быть рассчитаны на разные возрасты, но построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого.

Созданием такой концепции занялась группа из ученых и учителей. Они собрали в историко-культурный стандарт все даты и события, которые должны знать школьники. По нему и писались учебники...

Несмотря на то, что уже летом все эти книги можно будет спокойно купить в любом магазине, получить их на руки оказалось почти невозможно!

- Мы можем дать вам книжки, но только на один вечер, - предупредил меня Сергей Григоренко, директор по внешним коммуникациям издательства "Просвещение".

- У нас нет печатных версий, мы сделали всего несколько штук для экспертов... - признался Дмитрий Карманов, директор по маркетингу издательства "Русское слово". - Можем прислать электронную версию, но только одну главу на выбор. Вопрос безопасности, понимаете ли.

- Боитесь, что "Комсомолка" ваш учебник украдет?


- Да нет, что вы... Но мало ли, не хотелось бы потом бороться с контрафактом.

Так что об этом слоне мне пришлось делать выводы, пощупав лишь хобот.

- А давайте вы приедете к нам в издательство и у нас все посмотрите? - предложил Руслан Гагкуев, заместитель главного редактора издательства "Дрофа". - Печатных книг у нас не осталось, и электронная версия тоже пока не готова...

В общем, с горем пополам мне удалось познакомиться со всеми тремя линейками. Преподавать историю по единому стандарту будут с 6 по 11 классы. Правда, учебник для 10 "Русского слова" экспертизу не прошел, так что комплект книг этого издательства будет заканчиваться 9 классом.

"ПРОСВЕЩЕНИЕ": ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Издательство "Просвещение" на бумаге не экономило. Преимущество их учебника в том, что он разбит на несколько отдельных книг - удобно носить с собой... Например, учебник для 9 класса состоит из 2 частей. 10 класс разбит аж на три, причем одна из них почти целиком посвящена Великой Отечественной войне.

Один из самых известных авторов этой линейки — Александр Данилов. Я нашла один из его старых учебников — "История России. XIX век", 13-е издание, 2012 год (а первая версия была издана еще в 2006 году). И обнаружила, что многие фразы перекочевали из старой книжки в новую...

- Учебник-то новый, но история осталась та же, - рассказывает сам Александр Данилов. - Мы дали новые заходы на ряд тем. В каждой главе мы показываем Россию в системе международных координат, которые были в то время. Например, как повлияла на нас эпоха Великих географических открытий и что мы сами делали в этом смысле. Мы впервые написали о разведке и контрразведке в период Великой отечественной войны и рассказали о героизме участников Первой мировой.

Но самое интересное в учебниках "Просвещения" приходится на 10 класс. Тут вам и Олимпиада в Сочи, и присоединение Крыма, и даже санкции. Видимо, авторы предпочитают писать историю по горячим следам... А напоследок детям предлагают подумать о причинах воссоединения Крыма с Россией.

- Новизна учебника в том, что мы даем детям пространство для размышления, - считает Данилов. - Мы даем дискуссионный материал, который поможет ученику сформировать своб точку зрения. Мы пишем, что у славян могли быть зачатки государственности еще до норманнов — об этом свидетельствует новый археологический материал. А в разделе "Современники" мы рассказываем про разных людей, живших в одну эпоху — например, Ивана Грозного и английскую королеву Елизавету I.

"ДРОФА": ИСТОРИЯ ЛЮДЕЙ

Учебник российской истории издательства "Дрофа" внешне новизной не блещет: все тот же увесистый "кирпич" в твердой обложке. Преимущество этого учебника в другом: в картинках. Стоит его раскрыть, и в глаза бросаются яркие иллюстрации — карикатуры разных лет и советские агитплакаты. И фототографии — не Сталина на Ялтинской конференции, а пайки хлеба в блокадном Ленинграде.

- Нам было важно уделить больше внимания не политической истории, а истории людей, - рассказывает Сергей Тырин, заведующий редакцией истории и обществознания издательства "Дрофа". - Например, в интернет выложена глава про Великую отечественную войну из нашего учебника. И там есть про то, как жили люди на оккупированных территориях. Про то, что кто-то сделал выбор в пользу сопротивления, ушел в партизаны. А кто-то пошел на сотрудничество со врагом. История сложна и неоднозначна, и именно это мы пытаемся показать через жизнь людей.

По сути, "Дрофа" сделала то же, что и "Просвещение" — показала, что невозможно свести историю к набору установленных кем-то дат и мнений. Только другими методами...

- Мы отдавали учебники на неофициальную экспертизу и увидели, каким неоднозначным может быть восприятие фактов, - объясняет Тырин. - Например, фаворита императрицы Анны Иоанновны Бирона принято считать коррупционером. Но один из оппонентов рассказал, что по новых источникам, Бирон был патриотом и государственником, а все остальное — наветы. Мы решили все-таки об этом не писать, поскольку эта позиция еще не стала господствующей в науке. Это право автора — изучить все точки зрения и остаться при своей. Эту позицию можно было бы дать в профильных классах. Но наш учебник — это база. И если переборщить с точками зрения, то у детей останется ощущение, что история — это хаотический набор дат и фамилий, без логики и закономерностей.

"РУССКОЕ СЛОВО": СТАРЫЕ ФАКТЫ НОВЫМИ СЛОВАМИ

Учебник истории "Русского слова" мне пришлось изучать в электронном виде, но не в электронной версии. Вот такой парадокс — посмотреть довелось лишь PDF страниц бумажного учебника, без ссылок, слайд-шоу и прочих интерактивностей.

Зато сразу видно, что требованиям стандарта учебник следует дотошно... Написано в стандарте "Россия на пути к реформам (1801-1861)" — так раздел и озаглавим. Надо написать про спор двух столиц — так сделаем, дословно.

А вот с методическими рекомендациями вышел прокол. По требованиям, на каждый параграф книжки должно приходиться по три урока. Это нужно для того, чтобы дети успели прочитать не только учебник, но и какую-то дополнительную литературу... Где же иначе брать разные точки зрения? А в учебнике "Русского слова" для 10 класса вышел прокол — у них получилось аж 75 параграфов вместо положенных 50.

Но главное достоинство этого учебника — это формулировки. Это не гладкие фразы, в которых мысли не за что зацепиться — как в привычных, полировавшихся десятилетиями учебниках. Они ершистые, колючие и заставляют цепляться за каждое слово. Вот одна из таких:

"Члены Союза благоденствия занимались разнообразной деятельностью: офицеры пытались обучить солдат грамоте и демонстрировали гуманное к ним отношение, а состоявшие на гражданской службе демонстрировали образцы честности и неподкупности".

Сколько всего можно прочитать между строк — и что честными чиновниками во всей стране в то время были только члены этого союза. И какие порядки царили в то время в армии. Неплохой стимул поспорить, правда? А этого от детей и ждут — погружения в предмет и желания узнать больше.

В ИТОГЕ

Идея сделать единый, правильный и одобренный, учебник заранее была обречена на провал. Авторы выкрутились: они не стали решать за детей, что им надо знать и как судить о событиях. Просто раньше, чтобы узнать разные точки зрения, ребятам надо было бы прочитать три разных книжки. А теперь более-менее полный расклад дан в каждом учебнике.

И что приятно, в учебниках не стали писать черным по белому, кто прав, а кто виноват. Вместо того, чтобы искать компромисс под видом истины, и выверять каждое слово, чтобы никого не обидеть, авторы этих книжек дали право голоса разным сторонам. И ухитрились при этом уложиться в формат учебника, а не Википедии.

Но и старые книжки при этом никто не отменял. По словам замминистра образования и науки Натальи Третьяк, школы могут учиться по тем учебникам, которые у них уже есть. До тех пор, пока те окончательно не истреплются и не выйдут из строя.


Таким образом, по мнению журналиста, затея с единым стандартом заранее была обречена на провал.

Подождем, посмотрим, что получилось в итоге. Самые интересные страницы новых школьных учебников остались за кадром.

Добавление 31.05.2015:

Интересно, что журналист "КП" недоговаривает. По старым учебникам учится, конечно, можно, но руководствоваться при этом надо только новым стандартом - это значит, что их проще выкинуть. Об этом говорится на собрании Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации 15 мая этого года.

С текстом окончательной редакции концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории можно познакомиться по этой ссылке.

Отличить окончательную редакцию от текстов предыдущих проектов можно по наличию первого абзаца в разделе "Основные задачи концепции":
- представление преемственности периодов истории России, непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
В проектах этот абзац отсутствует.

Николай Ганибаев

Recent Posts from This Journal


  • 1
создание единого учебника истории надо поручить Сути времени. С Шагами Истории они блестяще справились, решат и этот проект!

В том, что справится нет сомнений. Впрочем и сейчас никто не запрещает разработать альтернативный "историко-культурный стандарт", в котором будут отражены "все даты и события, которые должны знать школьники". А уж какой из стандартов будет потом принят на государственном уровне - время расставит все по своим местам.

Что интересно, я не смог найти в открытом доступе окончательную версию историко-культурного стандарта. Он был окончательно утвержден на собрании Российского исторического общества в мае 2014 года и опубликован на страницах "Вестника образования" http://vestnikedu.ru/2014/07/vyishel-v-svet-novyiy-nomer-zhurnala-vestnik-obrazovaniya-13-iyul-2014-g/

Также интересно, что журналист "КП" недоговаривает. По старым учебникам учится, конечно, можно, но руководствоваться при этом надо только новым стандартом - это значит, что их проще выкинуть. Об этом говорится на собрании Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации 15 мая этого года. http://минобрнауки.рф/новости/5589

жучары, все хитрят, выгоду ищут, твари - ненавижу!

Нашел скорее всего финальный текст концепции
http://mosmetod.ru/files/metod/srednyaya_starshaya/istor/Koncepcia_final.pdf

Отличить от текста проекта можно по наличию первого абзаца в разделе "Основные задачи концепции":
* представление преемственности периодов истории России, непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей

В проектах этот абзац отсутствует.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account