ganibaev


Николай Ганибаев


Previous Entry Share Next Entry
Революционное кино – Броненосец Потемкин (1925)
ganibaev


Немой фильм "Броненосец Потемкин", созданный режиссером Сергеем Эйзенштейном в 1925 году, революционен во многих смыслах. Во время просмотра на киноклубе мы специально отключили звук, так как этому немому фильму звуковое сопровождение только мешает, не дает погрузится в картину. Вообще не замечается отсутствие звуков и закадровой музыки. Эмоциональное напряжение передано полностью при помощи изобразительного ряда. Более того, кажется, что так передаются не только звуки, но и вибрации и запахи. Потрясающие ощущения.

Уже с первых кадров фильм затягивает в себя. Буйство волн, разбивающихся о причал, стихия неиствует, тревожная атмосфера задает настроение. Сразу вспоминаются картины Айвазовского. Такой весь фильм. Небольшие цельные сцены могут сами по себе рассматриваться как минипроизведения. Так, сцена под палубой, где спят матросы, вполне достойна написания отдельной картины и дает представление о суровых условиях жизни, где человек проходит с трудом между гамаками. Понятно, что агитаторы находят благодарных слушателей в таких условиях и с успехом доводят до матросов состояние дел в стране.

Воображение дополняет визуальный ряд сцены под палубой соответствующими запахами. Также запахи сопровождают и эпизод с осмотром гнилого мяса. "Это не черви, это мертвые личинки мух", - говорит судовой врач, - "Можно смыть рассолом". Мерзкая сцена.

Матросы работают, борщ из гнилья варится, кадры сменяются быстро, напряжение нарастает. Калейдоскоп образов не дает отвлечься, доносятся звонкие звуки ударов по цепям, громки кипит смесь в кастрюле для борща, все готово для дальнейших событий.

Яркая сцена с брезентом, обезличивающим моряков, приговоренных к расстрелу, уже отделенных поставленных за грань, дожидающихся своей участи, выбранных в качестве козла отпущения. И на команду "Пли!" караул не реагирует, опуская ружья. Вакулинчук призывает товарищей к оружию, попранное чувство справедливости спускает натянутую тетиву негодования матросов. Начинается бунт.

После победы матросов резкая звенящая тишина. Кадры рассвета в Одесском порту, спокойное море воспринимаются как тень надежды. Палатка с телом убитого Вакулинчука вызывает паломничество тысяч горожан. Эйзеншнейн показал нескончаемый поток людей в гробовой тишине, слышится только шуршание одежды. Сцена с расстрелом демонстрации, убийство детей и женщин, коляска с младенцем, скачущая по лестнице, огонь броненосца по штабу, все это формирует полотно событий, от которого невозможно отвлечься.

Завершающий проход броненосца "Потемкин" сквозь эскадру Черноморского флота без единого выстрела, громогласная поддержка со стороны матросов кораблей эскадры ставит эффектную точку, завершая фильм. Эти заключительные кадры показывают, что революция имела под собой массовую поддержку и неудивительно, что матросы приняли активное участие в последовавших событиях 1917 года.

Удивительное кино!

Очень рекомендую пересмотреть его без звукового сопровождения, получите эстетическое удовольствие. Схожие чувства у меня возникали при знакомстве с картинами Айвазовского и фильмами Тарковского, когда посредством произведения искусства передано нечто большее, когда затрагиваются другие органы чувств, струны души, и даже дух не остается в спокойствии.



Posts from This Journal by “кино” Tag


?

Log in

No account? Create an account