ganibaev


Николай Ганибаев


Previous Entry Share Next Entry
Национальный доклад АПК-2014: Просроченная задолженность сельхозпроизводителей 20-29%
ganibaev


Министерством сельского хозяйства РФ 15.05.2015 опубликован национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2014 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» http://government.ru/docs/18127/

Проанализирую на данных из этого доклада состояние дел с кредитованием АПК.

[Страница 340] Несмотря на увеличение прибыли и некоторое снижение удельного веса убыточных хозяйств в общем их количестве, рентабельность сельскохозяйственных организаций по предварительным данным без субсидий составила 6,4%, а с учетом субсидий – 16,6%.

[Страница 341] К концу 2014 г. сложилась угроза дальнейшего падения уровня кредитования агропромышленного комплекса, как за счёт объёмов, так и за счет ухудшения условий привлечения заёмных средств. По данным Минсельхоза России, с середины декабря процентные ставки по краткосрочным кредитам выросли до 22-24% годовых, а по инвестиционным – до 25-28% годовых, что превышает средневзвешенный показатель процентной ставки за 2014 г. на 10-12 п.п.
Невозможно кредитоваться под 22-28% годовых при рентабельности 6,4% (с учетом субсидий 16,6%).

[Страница 343] На начало 2015 г. остаток субсидированной ссудной задолженности по краткосрочным кредитам равнялся 85,4 млрд руб., в то время как, по данным мониторинга наиболее крупных кредитных организаций, обслуживающих АПК, он в целом составил 288 млрд руб. Это свидетельствует о том, что для значительной части взятых в отрасли краткосрочных кредитов процентная ставка кредитных организаций не субсидировалась.

[Страница 344] Следует также иметь в виду, что в 2014 г. основную долю в структуре субсидируемых кредитов занимают кредиты, направленные в сферу переработки продукции растениеводства – 61%, а на её производство – 39%. При этом доступ к субсидируемым кредитам в 2014 г. имели лишь 2,3 тыс. сельскохозяйственных товаропроизводителей при том, что в стране насчитывается более 20 тыс. сельскохозяйственных организаций.
Как видим, обычному сельхозпредприятию субсидию для компенсации процентной ставки не так-то просто получить. Компании вынуждены брать кредиты безо всяких субсидий.

[Страница 343] Общий объём выданных краткосрочных кредитов и займов для целей растениеводства по сравнению с 2013 г. сократился на 34% и составил 450,7 млрд руб. При этом в условиях ухудшения экономического положения сельскохозяйственных заёмщиков их просроченная задолженность составила 29%.

[Страница 344] Существенные затруднения испытывают сельскохозяйственные товаропроизводители с возвратом ссудной задолженности. Её просроченная часть Россельхозбанку возросла по сравнению с предыдущим годом на 41%, доля таких товаропроизводителей достигла 20%.
Отсутствие помощи государства и грабительская процентная ставка приводит к тому, что у 20-29% сельхозпроизводителей имеется просрочка по кредитам.
Просроченная задолженность вызывает целый ряд последствий, ухудшающих состояние компаний, и приводящих в конечном итоге к их банкротству и ликвидации.

[Страница 344] Одной из основных проблем в сфере инвестиционного кредитования остаются высокие процентные ставки и уровень залогов, чрезмерная закредитованность сельскохозяйственных организаций.
Констатация проблем – это хорошо, однако ситуация не меняется к лучшему и никаких дополнительных серьезных шагов даже не планируется.

Что примечательно, так это то, что, несмотря на приведеную информацию, в докладе рапортуется о соответствии значений целевых показателей АПК заданиям Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.

В текущей ситуации, в которой вопрос продовольственной безопасности стоит остро как никогда, отсутствие решительных действий по поддержке АПК ведет к катастрофическим последствиям.
---
Подробнее: Основные положения Доктрины продовольственной безопасности РФ (часть 1)

Recent Posts from This Journal


  • 1
А этот доклад что-нибудь про ВТО говорит? Насколько я помню, правила ВТО не разрешают сильно дотировать сельхоз производителей.

У нас и до ВТО сельхозпроизводителей не баловали реальной господдержкой.
Можно обойти установленные ограничения с помощью "зеленой корзины", "несвязанной поддержки".

Про ВТО в докладе ничего существенного не сказано. Констатируется снижение импортных пошлин в соответствии с установленным графиком, да вскользь отмечается негативное воздействие ВТО на развитие АПК.

преступная деятельность Правительства РФ. Все падлы завязали на иностранные инвестиции. Будем ждать когда все рухнет? А вылезем ли потом из этой ямы?

Да, упование на невидимую руку рынка нам не поможет, если каналы поставок перекроют.

Решительные меры нужно принимать уже сейчас.

о продовольственной безопасности РФ речи быть не может. Кардинальные меры как не принимались, так и не принимаются. Они, что хотят страну довести до каннибализма?

Я сам занимаюсь тремя крупными сельскохозяйственными проектами, которые были по сути заморожены с октября 2014. Все в надежде на запуск реальных мер господдержки, поскольку с нынешними процентными ставками и ожидательной позицией властей реализовывать крупные проекты совершенно невозможно.

в настоящей ситуации сельское хозяйство необходимо перевести в мобилизационное состояние и срочно начать широчайшее импортозамещение. Какая на хрен рентабельность и окупаемость, когда нашему вероятному противнику спровоцировать голод в РФ как два пальца об асфальт!

Другой экономики у нас нет. И рентабельность и окупаемость считать надо - учет и контроль.

В мобилизационное состояние переходить, конечно, надо, и в первую очередь мобилизоваться должны управляющие и планирующие госструктуры, вместе с Минсельхозом. Многое можно сделать уже сейчас, если активнее реализовывать меры господдержки.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account