ganibaev


Николай Ганибаев


Previous Entry Share Next Entry
Как власть и оппозиция ведут в России информационную войну
ganibaev

Как власть и оппозиция ведут в России информационную войну

Сравним традиции американской и советской пропаганды [давайте обсудим]

Владимир Сапунов, доктор филологических наук

http://vrntimes.ru/news/view/5281-Kak_vlast_i.html

Более чем полгода назад, после выборов в Госдуму, в нашей стране началась жестокая информационная война, целью которой является, в конечном счете, борьба за власть.

Главными субъекты войны - либералы-западники («креативный класс», «белоленточники»), которые ее и развязали, и власть, которая, в основном, защищается. О войне этой говорится много, главным образом сумбурно. В связи с чем есть необходимость несколько структурировать манипулятивные стратегии сторон



Манипулятивная стратегия либералов-западников (основные пять компонентов):

1. Фабрикация и передергивание фактов. Начиная от фальшивых видео – вбросы бюллетеней, «избиение беременной женщины» (студента Лехи), заканчивая распространением недостоверных и неподтвержденных доказательствами слухов (сбросы воды из Неберджаевского водохранилища, «тысячи погибших в Крымске»). К передергиванию фактов относится, скажем, трактовка либералами поправок в закон «Об ИИИ» как ограничения свободы информации в Интернете, хотя на самом деле они реально направлены на борьбу с вредоносными сайтами.

2. Двойные стандарты. Способ очень характерный для либералов (Саакашвили можно разгонять митинги, а Путину и Лукашенко нельзя, НАТО можно вести войны, а России нельзя), из последнего – в США может быть закон FARA об организациях – агентах иностранных государств, а России нет.

3. Преувеличение. Это, например, о поправках в УК о клевете. Ведь уголовная ответственность за клевету уже была предусмотрена до декриминализации в декабре 2011 года. И ничего, жили как-то 20 лет. А в совокупности с уже упомянутыми поправками об «ограничении свободы в Интернете и деятельности НКО» либералы начали бредить новым 37-м годом.

4. Объединение в толпу. «Белая лента» продолжение традиций черных и коричневых рубашек, красных и желтых повязок в разных исторических условиях. Хочешь объединить людей в толпу – придумай символ.

5. Семантическая обработка. Единая Россия – «партия жуликов и воров», либеральная оппозиция – борцы за свободу – четко выстроенное семантическое противостояние.

Манипулятивная стратегия власти (тоже пять основных компонентов):

1. Умолчание (недосказанность). На государственных каналах практически ничего не говорится о деятельности оппозиции. Если системная оппозиция еще получает слово, то «несистемная» - нет. Природные и техногенные катастрофы описываются часто без объяснения того, кто виноват.

2. Осмеяние. Если о деятельности оппозиции и говорится, то часто в юмористическом ключе. Особенно о Ксении Собчак или Навальном. Но оппозиция в России не сводится к комичным персонажам, ее деятельность также отражает интересы людей, особенно «среднего класса».

3. Отбор фактов. На государственных каналах практически не говорится о делах, имеющих резонанс в определенных кругах (например, дело Магнитского), социальных сетях (дело PussyRiot). И пусть эти круги узки, не учитывать их интересы нельзя.

4. Количественное доминирование. Если об этих делах говорится, то с явным (или подавляющим) превосходством мнений сторонников власти над оппонентами.

5. Создание положительной и отрицательной коннотативных цепочек. Путин и Медведев на государственных каналах просто безгрешны. Можно критиковать «отдельные издержки», но только не самую верхушку. Наоборот – деятельность оппозиции – это сплошной негатив. Тоже четкое семантическое противопоставление.

Эти компоненты еще раз показывают, что либералам свойственно придерживаться американских традиций пропаганды (особенно - прямая ложь, фабрикация событий, двойные стандарты, семантическая обработка – стрежни информационных войн Госдепа и ЦРУ, вкупе с американскими СМИ), власти – советских (вроде, особо и не обманывали, но о катастрофах умалчивали, отдельные издержки критиковать можно было, но саму власть нет). Очевидно, что за либеральной пропагандой в РФ стоят западные интересы (возможно, и специалисты), за властной – интересы правящей бюрократии и капитала.

Пока власть в информационных войнах держится стойко. Хотя отдельного разговора заслуживает и «прокремлевская» пропаганда в Интернете, но она должна понимать, что ужесточение социальной политики, последовавшее за выборами, может привести к превращению политических лозунгов в социальные, реальному объединению лево-патриотической оппозиции, и тогда информационные войны покажутся просто веселой забавой.



А вы что думаете?


?

Log in

No account? Create an account